Статистика

Впервые на нашем сайте представлена  полная информация

по  продажам электроавтомобилей в мире

Мировые продажи электромобилей в 1-м квартале 2021 года

 Ю.И. Кравцов/ Ассоциация «ОАР»

 Французское аналитическое агентство INOVEV подвело итоги мировых продаж легковых электромобилей, заряжаемых от внешней сети (включая чисто батарейные – BEV и плагин-гибридные – PHEV) в первом квартале 2021 года. Общее число продаж новых заряжаемых от сети электромобилей в январе-марте этого года достигло 1 128 003 единиц против 460 506 единиц, проданных в первом квартале 2020 года, подвергшемся губительному воздействию коронавируса. Таким образом, продажи более чем удвоились в годовом исчислении (+145%). Из общего числа продаж в первом квартале 2021 года на батарейные электромобили (BEV) пришлось 758 010 продаж, и на плагин-гибриды (PHEV) – 369 993 продажи.

 Распределение продаж по регионам

Китай – 491 192 ед. (в том числе – 406 759 BEV)

Европа – 452 901 ед. (в том числе – 202 410 BEV)

США – 124 748 ед. (в том числе – 98 670 BEV)

Япония – 10 976 ед. (в том числе – 5 171 BEV)

 Следует отметить, что после уступки Европе в 2020 году первенства в продаже электромобилей Китай вновь опережает Европу в 2021 году, а по продажам BEV находится далеко впереди других рынков (с превышением более чем вдвое продаж в Европе и вчетверо – объема продаж в США).

Распределение продаж по брендам

Tesla сохраняет лидирующую позицию на рынке электромобилей в первом квартале 2021 года с объемом мировых продаж 184 500 ед.

GM-Wuling (102 574 ед.) занимает второе место благодаря весьма успешным продажам малой модели HongGuang EV.

BMW (66 494 ед.) строит успех на генерализации плагин-гибридной технологии в своем модельном ряду.

Volkswagen (59 732 ед.) провозгласил целью достижение мирового лидерства в области электромобилей и делает ставку на модели ID3 и ID4, однако не получает пока существенной отдачи от их запуска в производство.

BYD (53 608 ед.), Mercedes (52 145 ед.) и Volvo (46 856 ед.) являются следующими по порядку объемов продаж конкурентами.

Renault (28 551 ед.) скатился с 7-го места на 12-е место вследствие прекращения продаж наиболее популярной модели Zoe в ожидании нового бюджетного электромобиля Dacia Spring. В результате, бренд Renault оказался потеснен такими конкурентами, как Peugeot (28 778 ед.), Great Wall (30 730 ед.) и Audi (33 845 ед.).

  Ю.И. Кравцов/ Ассоциация «ОАР»

Рост годовых продаж в Европе легковых автомобилей с альтернативными энергетическими установками достиг в 2020 году 70% при общем спаде рынка на 25%

 Европейская ассоциация  автопроизводителей (АСЕА) подвела итоги продаж новых легковых автомобилей в распределении по видам топлива или энергетических установок в странах Европейского Союза, Европейской ассоциации свободной торговли и вышедшей из состава ЕС Великобритании (далее совокупно именуемых Европой) за 4-й квартал 2019 года и за весь 2020 год.

 Всего за 12 месяцев 2020 года в странах Евросоюза, ЕАСТ и Великобритании было продано 10 731 803 нового легкового автомобиля, из них – 7 904 575 автомобилей, работающих на традиционных видах нефтяного топлива (бензине и дизтопливе), и 2 827 228 автомобилей, использующих альтернативные источники энергии (APV – alternatively-powered vehicles).

 Годовые результаты подтверждают дальнейшее усиление трендов, отмеченных по итогам первых трех кварталов 2020 года. В частности, темп роста продаж APV повысился до 69,7% против 49,4%, зафиксированных за три квартала, а занимаемая ими доля рынка увеличилась до 26,3%. Продажи бензиновых и дизельных автомобилей сократились за год на 38,1% и 36,2% соответственно. Спадом именно в этом секторе и обусловлено общее снижение продаж легковых автомобилей на 25%. По занимаемой  рыночной доле преимущественное положение по-прежнему у бензиновых автомобилей, хотя их доля уменьшилась до 47,3% продаж. Сводная таблица европейских продаж легковых автомобилей в разбивке между традиционными видами топлива и альтернативными источниками энергии показана ниже.

единиц

 

 

2020

 

2019

Изменение   2020/2019

Доля рынка  

в 2020 г.

Автомобили на   альтернативных источниках энергии (APV)

 

2 827 228

 

1 665 773

 

+69,7%

 

26,3%

 

Бензиновые автомобили

 

5 073 673

 

8 199 895

 

-38,1%

 

47,3%

 

Дизельные автомобили

 

2 830 902

 

4 438 369

 

-36,2%

 

26,4%

 

Итого легковые автомобили

 

10 731 803

 

14 304 037

 

-25,0%

 

100%

 Подробные данные продаж легковых автомобилей по видам топлива и альтернативным источникам энергии в каждой из 29 стран Европы приведены в 8 прилагаемых таблицах.

 Наибольшие объемы продаж APV в 2020 году были отмечены в Германии (736 041 ед.), Италии (406 866 ед.) и Франции (371  557 ед.), при этом наиболее высокий темп роста зафиксирован в Германии (+131,7%).

 В составе APV наиболее динамично росли продажи заряжаемых электромобилей (ECV – electric chargeable vehicles), увеличившиеся на 143,1% до 1 337 435 единиц. Этот результат был обеспечен ростом продаж чисто батарейных электромобилей (BEV – battery electric vehicles) на 106,0% до 728  602 единиц и плагин-гибридных электромобилей (PHEV – plug-in hybrid electric vehicles) на 209,7% до 608 833 единиц.

 Продажи обычных гибридных электромобилей без подзарядки от внешней сети (HEV – hybrid electric vehicles) увеличились более скромным темпом – всего на 49,4% до 1 305 020 единиц, впервые уступив место заряжаемым электромобилям.

 Автомобили, работающие на альтернативных источниках энергии иных, чем электрические (другими словами, использующие альтернативные виды топлива, а именно СУГ, природный газ и этанол Е85), стали единственной категорией APV, в которой отмечен спад годовых продаж на 23,6% до 184 773 единиц. Показательно, что это стало результатом резкого падения спроса на автомобили, использующие природный газ, при росте продаж автомобилей на сжиженном углеводородном (нефтяном) газе.

АВТОМОБИЛИ НА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИСТОЧНИКАХ ЭНЕРГИИ

ALTERNATIVELY-POWERED VEHICLES (APV)

 

Регистрации новых легковых автомобилей по странам Европы (EU+EFTA+UK)

 

Автомобили на альтернативных источниках энергии (APV) = заряжаемые электромобили

(ECV) + гибридные электромобили (HEV)  + другие APV, кроме электрических

(единиц)

 

 

4-квартал
2020

4-квартал
2019

% изм.
20/19

12 мес.
2020

12 мес.
2019

% изм.
20/19

Австрия

19 600

7 492

161,6

50 060

26 346

90,0

Бельгия

23 811

9 428

152,6

66 029

38 597

71,1

Хорватия

1 375

483

184.7

3 571

2 313

54,4

Кипр

33

252

-86,9

310

1 075

-71,2

Чешская Республика

6 810

3 188

113,6

18 509

11 299

63,8

Дания

17 120

5 279

224,3

42 194

19 276

118,9

Эстония

1 120

905

23,8

3 971

3 498

13,5

Финляндия

10 735

6 746

59.1

38 041

25 577

48,7

Франция

139 907

54 494

156,7

371 557

176 902

110,0

Германия

316 484

94 026

236,6

736 041

317 621

131,7

Греция

5 628

2 600

116,5

15 666

9 414

66,4

Венгрия

14 443

3 899

270,4

38 125

12 122

214,5

Ирландия

861

784

9,8

17 491

14 984

16,7

Италия

164 649

78 814

108,9

406 866

301 216

35,1

Латвия

708

385

83,9

2 097

1 684

24,5

Литва

2 358

1 148

105,4

8 827

3 526

150,3

Люксембург

3 533

1 170

 202,0

8 958

4 147

116,0

Нидерланды

65 671

40 196

63,4

137 837

96 251

43,2

Польша

31 159

14 644

112,8

79 189

52 738

50,2

Португалия

13 099

6 887

90,2

33 444

24 257

37,9

Румыния

12 358

2 728

353,0

26 386

10 388

154,0

Словакия

3 654

1 798

103,.2

9 960

5 066

96,6

Словения

1 156

652

77,3

3 589

2 791

28,6

Испания

75 825

41 953

80,7

191 742

151 348

26,7

Швеция

48 264

22 075

118,6

126 535

71 726

76,4

Европейский Союз (ЕU)

980 361

402 026

143,9

2 436 995

1 384 162

76,1

U14)

905 187

371 944

143,4

2 242 461

1 277 662

75,5

U) (новые члены)

75 174

30 082

149,9

194 534

106 500

82,7

Исландия

1 453

725

100.4

5 425

3 237

67,6

Норвегия

41 728

22 085

88,9

117 945

97 203

21,3

Швейцария

27 281

14 440

88,9

66 687

40 714

63,8

ЕАСТ (ЕFTA)

70 462

37 250

89,2

190 057

141 154

34,6

Великобритания  (UK)

80 055

67 552

18,5

394 710

246 957

59,8

ИТОГО (ЕU + ЕFTA+UK)

1 130 878

506 828

123,1

3 021 762

1 772 273

70,5

Западная Европа

U14 + ЕFТA+UK)

1 055 704

476 746

121,4

2 827 228

1 665 773

69,7

 

Источник: Ассоциация европейских автопроизводителей (ACEA)

 

ЗАРЯЖАЕМЫЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛИ

ELECTRIC CHARGEABLE VEHICLES (ECV)

 

Регистрации новых легковых автомобилей по странам Европы (EU+EFTA+UK)

 

Заряжаемые электромобили (ECV) = чисто батарейные электромобили (BEV) + электромобили на топливных элементах (FCEV) + плагин-гибридные электромобили (PHEV) + электромобили с увеличением запаса хода за счет вспомогательного ДВС (EREV)

(единиц)

 

 

4-квартал
2020

4-квартал
2019

% изм.
20/19

12 мес.
2020

12 мес.
2019

% изм.
20/19

Австрия

10 239

2 747

272,7

23 618

11 417

106,9

Бельгия

19 857

5 354

270,9

46 337

17 737

161,2

Хорватия

330

84

292,9

676

259

161,0

Кипр

20

5

300,0

42

23

82,6

Чешская Республика

2 334

387

503.1

5 243

1 229

326,6

Дания

14 069

2 724

416.5

32 533

9 415

245,5

Эстония

172

15

1 046,7

425

97

338,1

Финляндия

5 197

2 728

90.5

17 475

7 863

122,2

Франция

74 845

19 123

291.4

185 719

61 419

202,4

Германия

190 451

34 297

455,3

394 943

108 839

262,9

Греция

1 249

138

805,1

2 135

480

344,8

Венгрия

2 531

896

182,5

6 042

2 939

105,6

Ирландия

553

569

-2,8

6 505

4 790

35,8

Италия

29 942

5 405

454.0

59 894

17 170

248,8

Латвия

104

31

235,5

391

98

299.0

Литва

125

42

197,6

453

162

179.6

Люксембург

2 168

575

277,0 

5 158

1 899

171.6

Нидерланды

49 891

32 862

51,8

89 129

66 607

33,8

Польша

3 543

763

364,4

8 099

2 717

198.1

Португалия

7 549

3 973

90.0

19 697

12 681

55.3

Румыния

1 439

507

183,8

2 837

1 506

88,4

Словакия

376

101

272,3

1 484

367

304.4

Словения

664

50

1 228,0

1 686

214

687.9

Испания

20 058

5 027

299,0

41 233

17 474

136.0

Швеция

37 518

12 589

198,0

94 077

40 406

132.8

Европейский Союз (ЕU)

475 224

130 992

262,8

1 045 831

387 808

169.7

U14)

463 586

128 111

261,9

1 018 453

378 197

169,3

U) (новые члены)

13 638

2 881

304,0

27 378

9 611

184.9

Исландия

1 279

481

155,5

4 216

2 138

92.7

Норвегия

38 177

18 093

111,0

105 709

79 640

32,7

Швейцария

14 746

6 226

136,8

33 975

17 451

94,7

ЕАСТ (ЕFTA)

54 152

24 800

118,4

143 900

99 229

45.0

Великобритания  (UK)

66 194

24 722

167,8

175 082

72 834

140,4

ИТОГО (ЕU + ЕFTA+UK)

595 570

180 514

229,9

1 364 813

559 871

143,8

Западная Европа

U14 + ЕFТA+UK)

583 932

177 633

228,7

1 337 435

550 260

143,1

 

 

Источник: Ассоциация европейских автопроизводителей (ACEA)

 

ЧИСТО БАТАРЕЙНЫЕ  ЭЛЕКТРОМОБИЛИ 1

BATTERY ELECTRIC VEHICLES (BEV)

 

Регистрации новых легковых автомобилей по странам Европы (EU+EFTA+UK)

 

 (единиц)

 

 

4-квартал
2020

4-квартал
2019

% изм.
20/19

12 мес.
2020

12 мес.
2019

% изм.
20/19

Австрия

7 027

1 864

277,0

15 986

9 261

72,6

Бельгия

5 683

2 099

170,7

14 994

8 837

69,7

Хорватия

272

56

385,7

533

192

177,6

Кипр

20

5

300,0

42

23

82.6

Чешская Республика

1 530

170

800,0

3 262

756

331,5

Дания

6 724

1 609

317.9

14 284

5 532

158,2

Эстония

144

14

928,6

360

80

350.0

Финляндия

1 563

321

386,9

4 244

1 897

123,7

Франция

40 540

12 397

227,0

111 127

42 827

159.5

Германия

95 864

15 436

521,0

194 474

63 491

206,3

Греция

387

38

918,4

679

190

257,4

Венгрия

1 274

481

164,9

3 046

1 833

66.2

Ирландия

400

470

-14,9

4 013

3 444

16,5

Италия

14 966

2 892

417,5

32 487

10 685

204,0

Латвия

72

24

200,0

301

86

250,0

Литва

125

42

197.6

453

162

179,6

Люксембург

992

208

 376,9

2 473

986

150,8

Нидерланды

44 349

31 789

39,5

73 204

61 703

18,6

Польша

1 511

301

402.0

3 683

1 491

147,0

Португалия

2 564

1 461

75,5

7 830

6 883

13,8

Румыния

1 439

507

183,8

2 837

1 506

88,4

Словакия

340

43

690,7

918

165

456,4

Словения

630

44

1 331,8

1647

186

785,5

Испания

8 010

2 582

210,2

17 927

10 042

78,5

Швеция

11 673

3 444

238,9

27 968

15 596

79.3

Европейский Союз (ЕU)

248 099

78 297

216,9

538 772

247 854

117.4

U14)

240 742

76 610

214,2

521 690

241 374

116,1

U) (новые члены)

7 357

1 687

336,1

17 082

6 480

163,6

Исландия

604

202

199,0

2 357

925

154,8

Норвегия

28 629

10 862

163,6

76 804

60 345

27,3

Швейцария

8 346

4 338

92,4

19 546

13 190

48,2

ЕАСТ (ЕFTA)

37 579

15 402

144,0

98 707

74 460

32,6

Великобритания  (UK)

41 594

12 753

226,2

108 205

37 850

185,9

ИТОГО (ЕU + ЕFTA+UK)

327 272

106 452

207.4

745 684

360 154

107,0

Западная Европа

U14 + ЕFТA+UK)

319 915

104 765

205,4

728 602

353 684

106,0

 

Примечание:

  1. включая электромобили на топливных элементах  (FCEV – Fuel cell electric vehicles)

 

Источник:  Ассоциация европейских автопроизводителей (АСЕА)

 

ПЛАГИН-ГИБРИДНЫЕ  ЭЛЕКТРОМОБИЛИ 1

(гибриды с подзарядкой от внешней сети)

PLUG-IN HYBRID ELECTRIC VEHICLES (PHEV)

 

Регистрации новых легковых автомобилей по странам Европы (EU+EFTA+UK)

 (единиц)

 

 

4-квартал
2020

4-квартал
2019

% изм.
20/19

12 мес.
2020

12 мес.
2019

% изм.
20/19

Австрия

3 212

883

263,8

7 632

2 156

254,0

Бельгия

14 174

3 255

335,5

31 343

8 900

252,2

Хорватия

58

28

107,1

143

67

113,4

Кипр 2

-

-

 

-

-

 

Чешская Республика

804

217

270,5

 1981

473

318,8

Дания

7 345

1 115

558,7

18 249

3 883

370,0

Эстония

28

1

2 700,0

65

17

282,4

Финляндия

3 634

2 407

51,0

13 231

5 966

121,8

Франция

34 305

6 726

410,0

74 592

18 592

301,2

Германия

94 587

18 861

401,5

200 469

45 348

342,1

Греция

862

100

762,0

1 456

290

402,1

Венгрия

1 257

415

202,9

2 996

1 106

170,9

Ирландия

153

99

54,5

2 492

1 346

85,1

Италия

14 976

2 513

495,9

27 407

6 485

322,6

Латвия

32

7

357,1

90

12

650,0

Литва

-

-

 

-

-

 

Люксембург

1 176

367

220,4 

2 685

913

194,1

Нидерланды

5 542

1 073

416,5

15 925

4 904

224,7

Польша

2 032

462

339,8

4 416

1 226

260,2

Португалия

4 985

2 512

984

11 867

5 798

104,7

Румыния

-

-

 

-

-

 

Словакия

36

58

-37,9

566

202

180,2

Словения

34

6

466,7

39

28

39,3

Испания

12 048

2 445

392,8

23 306

7 432

213,6

Швеция

25 845

9 145

182,6

66 109

24 810

166,5

Европейский Союз (ЕU)

227 125

52 695

331,0

507 059

139 954

262,3

U14)

222 844

51 501

332,7

496 763

136 823

263.1

U) (новые члены)

4 281

1 194

28,5

10 296

3 131

238,8

Исландия

625

279

124,0

1 859

1 213

53,3

Норвегия

9 548

7 231

32,0

28 905

19 295

49,8

Швейцария

6 400

1 888

239,0

14 429

4 261

238,6

ЕАСТ (ЕFTA)

16 573

9 398

76,3

45 193

24 769

82,5

Великобритания  (UK)

24 600

11 969

105,5

66 877

34 984

91,2

ИТОГО (ЕU + ЕFTA+UK)

268 298

74 062

262,3

619 129

199 707

210,0

Западная Европа

U14 + ЕFТA+UK)

264 017

72 868

262,3

608 833

196 576

209,7

 

Примечание:

  1. включая электромобили с увеличением запаса хода за счет ДВС (EREV – Extended range electric vehicles)
  2. данные по Кипру включены в таблицу обычных гибридных электромобилей (HEV – Hybrid electric vehicles)

ГИБРИДНЫЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛИ 1

(обычные гибриды без внешней подзарядки)

HYBRID ELECTRIC VEHICLES (HEV)

 

Регистрации новых легковых автомобилей по странам Европы (EU+EFTA+UK)

 (единиц)

 

 

4-квартал
2020

4-квартал
2019

% изм.
20/19

12 мес.
2020

12 мес.
2019

% изм.
20/19

Австрия

9 289

4 550

104,2

26 035

14 349

81,4

Бельгия

3 031

3 394

-10,7

15 828

17 242

-8,2

Хорватия

721

351

105,4

2 180

1 533

42,2

Кипр 2

13

247

-94,7

268

1 052

-74,5

Чешская Республика

3 560

2 366

50,5

10 693

7 873

35,8

Дания

3 051

2 550

19,6

9 661

9 855

-2.0

Эстония

763

717

6,4

2 738

2 693

1,7

Финляндия

5 320

3 240

64,2

18 726

15 572

20,3

Франция

59 110

31 365

88,5

168 873

106 781

58,1

Германия

121 354

57 037

112,8

327 395

193 902

68,8

Греция

3 789

1 866

103,1

11 751

6 601

78,0

Венгрия

11 784

3 003

292,4

31 772

9 170

246,5

Ирландия

308

215

43,3

10 986

10 194

7,8

Италия

96 685

31 489

207,0

221 893

109 929

101,9

Латвия

531

334

59,0

1 566

1 479

-5,9

Литва

2 182

1 106

97,3

8 293

3 355

147,2

Люксембург

1 365

594

129,8 

3 797

2 245

69,1

Нидерланды

14 926

7 167

108,3

46 611

28 829

61,7

Польша

22 913

13 537

69,3

61 921

41 878

47,9

Португалия

4 635

2 702

71,5

11 902

9 424

26,3

Румыния

5 674

2 147

164,3

14 271

7 467

91,1

Словакия

2 939

2 614

82,1

7 532

4 307

74,9

Словения

416

585

-28,9

1 719

2 462

-30,2

Испания

51 019

32 986

54,7

137 425

108 683

26,4

Швеция

9 882

7 450

32,6

28 956

25м 209

14,9

Европейский Союз (ЕU)

435 260

212 612

104,7

1 182 792

742 084

59,4

U14)

383 764

186 605

105,7

1 039 839

658 815

57,8

U) (новые члены)

51 496

26 007

98,0

142 953

83 269

71,7

Исландия

223

231

-3,5

1 174

1 045

12,3

Норвегия

3 550

3 989

-11,0

12 231

17 547

-30,3

Швейцария

12 454

7 854

58,6

32 148

22 010

46,1

ЕАСТ (ЕFTA)

16 227

12 074

34,4

45 553

40 602

12,2

Великобритания  (UK)

13 861

42 830

-67,6

219 628

174 123

26,1

ИТОГО (ЕU + ЕFTA+UK)

465 348

267 516

74.0

1 447 973

956 809

51,3

Западная Европа

U14 + ЕFТA+UK)

413 852

241 509

71,4

1 305 020

873 540

49,4

 

Примечание:

1.включая полные гибриды и мягкие гибриды (только функция «стоп-старт»)

2 данные по Кипру включают PHEV (плагин-гибридные электромобили – гибриды с подзарядкой от внешней сети)

Источник: Ассоциация европейских автопроизводителей (ACEA)

 

АВТОМОБИЛИ НА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИСТОЧНИКАХ ЭНЕРГИИ ИНЫЕ, ЧЕМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ

ALTERNATIVELY-POWERED VEHICLES (APV) OTHER THAN ELECTRIC 1

 

Регистрации новых легковых автомобилей по странам Европы (EU+EFTA+UK)

 (единиц)

 

 

4-квартал
2020

4-квартал
2019

% изм.
20/19

12 мес.
2020

12 мес.
2019

% изм.
20/19

Австрия

72

195

-63,1

407

580

-29,8

Бельгия

923

680

35,7

3 864

3 618

6,8

Хорватия

324

48

575,0

715

521

37,2

Кипр

-

-

 

-

-

 

Чешская Республика

916

435

110,6

2 573

2 197

-17,1

Дания

0

5

-100,0

0

6

-100,0

Эстония

185

173

6,9

808

708

14,1

Финляндия

218

778

-72.0

1 840

2 142

-14,1

Франция 2

5 952

4 006

48,6

16 965

8 702

95,0

Германия

4 679

2 692

73,8

13 703

14 880

-7,9

Греция

590

596

-1,0

1 780

2 333

-23,7

Венгрия

128

0

#ДЕЛ/0!

311

13

2 292,3

Ирландия

-

-

 

-

-

 

Италия

38 022

41 920

-8,3

125 079

174 117

-28,2

Латвия

73

20

265,0

140

107

30,8

Литва

51

0

 

81

9

800,0

Люксембург

0

1

-100,0 

3

3

0,0

Нидерланды 2

854

167

411,4

2 097

815

157,3

Польша 2

4 703

344

1 267,2

9 169

8 143

12,6

Португалия

915

212

331,6

1 845

2 152

-14,3

Румыния

5 245

74

6 987,8

9 278

1 415

555,7

Словакия

339

83

308,4

944

392

140,8

Словения

76

17

347,1

184

115

60,0

Испания

4 748

3 940

20,5

13 084

25 191

-48,1

Швеция

864

2 036

-57,6

3 502

6 111

-42,7

Европейский Союз (ЕU)

69 877

58 422

19,6

208 372

254 270

-18,1

U14)

57 837

57 228

1,1

184 169

240 650

-23,5

U) (новые члены)

12 040

1 194

908,4

24 203

13 620

77,7

Исландия 2

1

23

-92,3

35

54

-35,2

Норвегия

1

3

-66,7

5

16

-68,8

Швейцария

81

360

-77,5

564

1 253

-55,0

ЕАСТ (ЕFTA)

83

376

-77,9

604

947

-54,3

Великобритания  (UK)

-

-

 

-

-

 

ИТОГО (ЕU + ЕFTA+UK)

69 960

58 798

19,0

208 976

255 593

-18,2

Западная Европа

U14 + ЕFТA+UK)

57 920

57 604

0,5

184 773

241 973

-23,6

 

Примечание:

1 включая автомобили на природном газе (NGV), сжиженном углеводородном газе (LPG) и этаноле (Е85)

2  включая биотоплива

 

Источник: Ассоциация европейских автопроизводителей (ACEA)

 

 

 

 

БЕНЗИНОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

PETROL

 

Регистрации новых легковых автомобилей по странам Европы (EU+EFTA+UK)

 (единиц)

 

 

4-квартал
2020

4-квартал
2019

% изм.
20/19

12 мес.
2020

12 мес.
2019

% изм.
20/19

Австрия

25 966

35 730

-27,3

107 771

176 706

-39,0

Бельгия

40 963

65 568

-37,5

223 499

338 760

-34,0

Хорватия

3 790

7 042

-46,2

19 803

38 390

-48,4

Кипр

1 430

1 520

-5,9

5 675

6 806

-16,6

Чешская Республика

33 514

39 653

-15,5

131 145

173 885

-24,6

Дания

26 305

32 156

-18,2

111 242

146 299

-24,0

Эстония

2 306

4 030

-42,8

11 033

18 570

-40,6

Финляндия

9 596

15 480

-38,0

45 589

67 751

-32,7

Франция

201 458

322 118

-37,5

774 383

1 281 798

-39.6

Германия

349 721

506 194

-30,9

1 361 723

2 136 891

-36,3

Греция

8 929

13 087

-31,8

43 060

74 339

-42,1

Венгрия

15 315

30 405

-49,6

62 259

114 656

-45,7

Ирландия

1 085

898

20,8

32 600

47 569

-31,5

Италия

133 326

210 683

-36,7

522 694

852 799

-38,7

Латвия

1 767

2 472

-28,5

7 802

10 589

-26,3

Литва

6 867

8 599

-20,1

24 453

34 433

-29,0

Люксембург

3 942

5 929

-33,5

19 603

27 839

-29,6

Нидерланды

40 455

68 096

-40,6

205 207

316 273

-35,1

Польша

76 269

101 599

-24,9

267 993

391 909

-31,6

Португалия

14 479

22 799

-36,5

64 232

110 125

-41,7

Румыния

18 431

24 279

-24.1

66 121

107 755

-38,6

Словакия

11 989

16 911

-29,1

47 263

70 998

-33,4

Словения

5 766

10 309

-44.1

32 282

48 090

-32,9

Испания

109 940

166 012

-33,8

423 579

756 132

-44,0

Швеция

25 850

51 527

-49,8

102 767

165 450

-37,9

Европейский Союз (ЕU)

1 169 469

1 763 096

-33,7

4 713 778

7 514 812

-37,3

U14)

992 025

1 516 277

-34,6

4 037 949

6 498 731

-37,9

U) (новые члены)

177 444

246 819

-28,1

675 829

1 016 081

-33,5

Исландия

348

675

-48,4

2 140

4 980

-57,0

Норвегия

1 964

3 989

-50,8

11 305

22 355

-49,4

Швейцария

31 758

50 957

-37,7

118 318

191 420

-38,2

ЕАСТ (ЕFTA)

34 070

55 621

-38.7

131 763

218 755

-39,8

Великобритания  (UK)

184 053

277 690

-33,7

903 961

1 482 409

-39,0

ИТОГО (ЕU + ЕFTA+UK)

1 387 592

2 096 407

-33,8

5 749 502

9 215 976

-37,6

Западная Европа

U14 + ЕFТA+UK)

1 210 148

1 849 588

-34,6

5 073 673

8 199 895

-38.1

 

 

Источник: Ассоциация европейских автопроизводителей (ACEA)

 

 

 

 

 

 

 

ДИЗЕЛЬНЫЕ АВТОМОБИЛИ

DIESEL

 

Регистрации новых легковых автомобилей по странам Европы (EU+EFTA+UK)

 (единиц)

 

 

4-квартал
2020

4-квартал
2019

% изм.
20/19

12 мес.
2020

12 мес.
2019

% изм.
20/19

Австрия

22 525

27 869

-19,2

90 909

126 311

-28,0

Бельгия

33 110

35 758

-7,4

141 963

172 646

-17,8

Хорватия

2 767

4 189

-33,9

12 885

23 319

-44,7

Кипр

619

911

-32,1

2 891

4 267

-32,2

Чешская Республика

16 890

17 638

-4,2

60 267

69 253

-13,0

Дания

12 552

14 538

-13,7

45 110

60 023

-24,8

Эстония

2 122

2 164

-1,9

8 404

11 327

-25,8

Финляндия

2 676

4 040

-33,8

12 777

20 871

-38,8

Франция

142 045

196 300

-27,6

504 178

755 579

-33,3

Германия

209 636

266 877

-21,4

819 896

1 152 733

-28,9

Греция

6 374

5 650

12,8

22 251

30 356

-26,7

Венгрия

8 171

8 495

-3,8

27 623

31 063

-11,1

Ирландия

1 864

1 482

25,8

38 233

54 556

-29,9

Италия

117 281

159 252

-26,4

452 061

763 100

-40,8

Латвия

1 175

1 600

-26,6

4 787

6 776

-29,4

Литва

2 745

1 914

43,4

6 946

8 229

-15,6

Люксембург

3 886

4 845

-19,8

16 628

23 022

-27,8

Нидерланды

1 710

6 175

-72,3

12 983

32 685

-60,3

Польша

25 677

28 407

-9,6

80 933

110 610

-26,8

Португалия

12 179

20 089

-39,4

47 741

89 417

-46,6

Румыния

10 961

10 505

4,3

33 834

43 363

-22,0

Словакия

5 055

6 441

-21,5

19 082

25 504

-25,2

Словения

3 540

4 822

-26,6

17 823

22 310

-20,1

Испания

70 011

84 998

-17,6

235 890

350 771

-32,8

Швеция

15 266

34 660

-56,0

62 722

118 860

-47,2

Европейский Союз (ЕU)

730 837

949 619

-23,0

2 778 817

4 106 951

-32,3

U14)

651 115

862 533

-24,5

2 503 342

3 750 930

-33,3

U) (новые члены)

79 722

87 086

-8,5

275 475

356 021

-22,6

Исландия

300

490

-38,8

1 803

3 510

-48,6

Норвегия

2 370

5 690

-58,3

12 162

22 823

-46,7

Швейцария

14 233

19 759

-28,0

51 823

79 332

-34,7

ЕАСТ (ЕFTA)

16 903

25 939

-34,8

65 788

105 665

-37,7

Великобритания  (UK)

52 679

103 627

-49,2

261 772

581 774

-55,0

ИТОГО (ЕU + ЕFTA+UK)

800 419

1 079 185

-25,8

3 106 377

4 794 390

-35,2

Западная Европа

U14 + ЕFТA+UK)

720 697

992 099

-27,4

2 830 902

4 438 369

-36,2

 

 

Источник: Ассоциация европейских автопроизводителей (ACEA)

 

 

Продажи легковых автомобилей с альтернативными энергетическими установками в Европе выросли за 9 месяцев 2020 года на 49% при общем спаде рынка на 29%

 

Ю.И. Кравцов/ Ассоциация «ОАР»

 

Европейская ассоциация автопроизводителей (АСЕА) опубликовала отчет об итогах продаж за три квартала 2020 года новых легковых автомобилей в распределении по видам топлива или энергетических установок в странах Европейского Союза, Европейской ассоциации свободной торговли и вышедшей из состава ЕС Великобритании (далее совокупно именуемых Европой).

 

Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что при общем сокращении европейских продаж легковых автомобилей в условиях вызванного пандемией кризиса на 29,1% по отношению к трем кварталам 2019 года (с 12,05 млн. до 8,53 млн. ед.), это сокращение было целиком обусловлено спадом продаж бензиновых и дизельных автомобилей с 10,78 млн. до 6,64 млн. ед., тогда как продажи автомобилей на альтернативных источниках энергии выросли на 49,4% (с 1,26 млн. до 1,89 млн. ед.).

 

По используемой АСЕА классификации, транспортные средства на альтернативных источниках энергии (alternatively powered vehicle, APV) подразделяются на три основные группы: заряжаемые от сети электромобили (electric chargeable vehicle, ECV), обычные гибридные электромобили (hybrid electric vehicle, HEV) и «APV иные, чем электрические».

 

В свою очередь, заряжаемые электромобили (ECV) включают в себя полностью батарейные электромобили (battery electric vehicle, BEV), электромобили на топливных элементах (fuel-cell electric vehicle, FCEV) и плагин-гибриды (plug-in hybrid electric vehicle, PHEV) c ДВС и подзарядкой от внешней сети, имеющие ограниченную возможность движения на электротяге. К группе ECV относят и менее распространенные электромобили с увеличенным запасом хода за счет применения вспомогательного ДВС для подзарядки бортового накопителя электроэнергии (extended-range electric vehicle, EREV).

 

Гибридный электромобиль (HEV) – это транспортное средство с комбинированной силовой установкой, включающей ДВС и электропривод от бортовых накопителей энергии, без внешней подзарядки. Гибридные электромобили включают в себя полные гибриды (Full HEV) с очень ограниченной возможностью движения на электротяге и мягкие гибриды (Mild HEV) без возможности движения на электротяге (только режим «стоп-старт» с выключением холостого хода ДВС на остановках).

 

В «другие APV» входят не электрифицированные автомобили, работающие на природном газе (natural gas vehicle, NGV), или сжиженном углеводородном газе (LPG-fueled vehicle), или этаноле (E-85 ethanol vehicle).

 

Всего за первые 9 месяцев 2020 года в странах Евросоюза, ЕАСТ и Великобритании было продано 6 643 500 новых легковых автомобилей, работающих на традиционных видах нефтяного топлива (бензина и дизельного) и 1 888 838 новых легковых автомобилей, использующих альтернативные источники энергии (APV).

 

Продажи автомобилей на нефтяном топливе сократились по отношению к трем кварталам 2019 года на 38,4%. Что касается соотношения объемов продаж бензиновых и дизельных автомобилей, следует напомнить, что еще два десятилетия тому назад дизели уверенно наращивали свою долю рынка (до 50 и более процентов) в силу более высокой топливной эффективности и, соответственно, меньших выбросов СО2. Однако в последние годы началось массированное вытеснение дизелей из европейских столиц по мотиву загрязнения воздуха выбросами канцерогенных оксидов азота и твердых частиц. Доля дизелей в группе автомобилей на нефтяном топливе составила в отчетном периоде 34,6%.

 

Продажи автомобилей с альтернативными источниками энергии показали рост на 49,4% к аналогичному периоду предшествующего года. Наибольший объем продаж на рынке APV пришелся на обычные гибриды (981 296 ед.), однако лидером по темпу роста стал сегмент заряжаемых электромобилей (ECV) с общим увеличением продаж на 102,7% до 768 914 ед., при этом опережающий рост (на 179,3%) показали плагин-гибриды. Продажи «других» (преимущественно газомоторных) APV упали на 29,4%.

Анализ европейского рынка легковых автомобилей в целом показывает, что по занимаемой рыночной доле автомобили с альтернативными источниками энергии играют пока второстепенную, но стабильно возрастающую роль. Если в 2017 году на категорию APV (ECV + HEV + APV other than electric) приходилось всего 6,1% продаж новых легковых автомобилей в Европе, то в 2019 году доля APV выросла до 10,5%, а в 2020 году она более чем удвоилась, достигнув 22,2%. В том числе, доля продаж чисто батарейных электромобилей, составлявшая в 2017 году 0,9% европейского рынка легковых автомобилей, увеличилась до 2,1% в 2019 году и до 4,9% в 2020 году.

 Наиболее популярными у потребителей заряжаемыми электромобилями являются Tesla Model 3, Renault Zoe, BMW i3 и Nissan Leaf (эта модель отметила в декабре 2020 года десятилетие с начала выпуска). Подготовку массового выпуска электромобилей ведут практически все крупные автопроизводители. Начинается строительство под Берлином завода Tesla на выпуск 400 тыс. электромобилей в год и такого же по размеру завода Volkswagen для производства батарейных электромобилей серии ID на платформе МЕВ. Динамично решаются вопросы производства современных тяговых батарей и организации зарядной инфраструктуры. Действенным драйвером электрификации является принятый в сентябре 2020 года законопроект Евросоюза о повышении целевого показателя по сокращению выбросов СО2 к 2030 году с 37,5% до 55%.

 «Локомотивом» остающихся пока наиболее массовыми продаж гибридных автомобилей в Европе исторически выступает компания Toyota, которая до последнего времени фокусировала усилия на гибридных технологиях. Начав в 1999 году выпуск знаменитой модели Yaris, получившей в 2000 году титул «автомобиля года», компания производит на своем заводе во Франции уже четвертое поколение этой гибридной модели, общий выпуск которой достиг 4 млн. машин. На фоне всемирной волны движения к полностью батарейным электромобилям гибридные технологии воспринимаются многими как вчерашний день. С другой стороны, Toyota – один из немногих мировых производителей, серьезно разрабатывающих весьма затратную технологию водородных топливных элементов. В декабре 2020 года компания представила новое поколение своей серийно выпускаемой водородной модели Mirai с ценой, приближающейся к обычным электромобилям. Последние события в Японии внезапно открыли новые перспективы для обладателей этой технологии. Влиятельное Министерство экономики, торговли и промышленности объявило о плане прекращения продаж новых автомобилей, работающих на бензине, к середине 2030-х годов. Кроме применения на легковых автомобилях, компания предусматривает также возможность всемирной адаптации своей водородной технологии к грузовикам, другим транспортным средствам и промышленным установкам.

 Эволюция топливной энергетики автомобилей на европейском рынке в значительной степени является отражением глобальных трендов. Безусловным лидером мирового рынка электромобилей остается Китай, где объем продаж «автомобилей новой энергетики» (new energy vehicles, NEV, соответствует европейским ECV) в 2020 году оценивается количеством около 1,1 млн. ед. Существенно отстают и от Китая, и от Европы в этом отношении Соединенные Штаты. Цифры продаж электромобилей в США в 2020 году пока не доступны, но в 2019 году там было продано всего 326 тыс. таких машин.

 С приходом Байдена в Белый дом и формированием новой администрации ожидаются большие перемены в автомобильной политике США. При проводившейся президентом Трампом стратегии «доминирования энергетики» администрация всемерно поощряла наращивание добычи нефти и природного газа, отказывала в предоставлении налоговых льгот производителям электромобилей и способствовала облегчению продаж бензиновых автомобилей, снижая установленные в период правления Обамы целевые показатели по выбросам СО2. В ходе своей предвыборной кампании Байден обещал помочь Соединенным Штатам конкурировать с Китаем по электромобилям в рамках плана борьбы с изменением климата (с бюджетом 2 трлн. долларов). При этом он заявил о намерении построить 550 тыс. зарядных станций для электромобилей и создать более миллиона рабочих мест путем инвестирования в исследовательские работы по «чистой энергетике». В ноябре 2020 года 28 компаний автомобильного сектора США создали Ассоциацию транспорта с нулевыми выбросами (Zero Emission Transportation Association, ZETA) для лоббирования политики в пользу развития электромобилей.

 А что же у нас? По данным АСМ-холдинга, продажи новых легковых электромобилей в России за 11 месяцев 2020 года составили 458 ед., с ростом на 76,2% по отношению к тому же периоду 2019 года. Все электромобили – импортированные. Выпуск отечественной модели ELLADA, начатый на АВТОВАЗе в 2013 году, составил к настоящему времени всего 86 штук. 10 декабря 2020 года в Москве была проведена презентация легкового электромобиля КАМА-1, разработанного и изготовленного КАМАЗом в сотрудничестве с Петербургским Политехом. Машина ориентирована на развитие каршеринга. Проект будет дорабатываться в 2021 году, и после прохождения сертификации в 2023-24 годах предполагается постановка электромобиля на производство. Планируется также создать на его базе легкий коммерческий автомобиль. Остается пожелать этому проекту уверенного старта и успешной реализации.