Отчет о результатах исполнения в 2016 году Советом полномочий, представленных НСПК


  1. Организация деятельности Совета

Совет по профессиональным квалификациям в автомобилестроении создан на базе НП «Объединение автопроизводителей России».

Численность Совета 18 человек

Председатель Совета – Ушенин Александр Михайлович – заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ».

В составе Совета предприятия-производители  автомобильной техники представляют 8 членов,  производителей автокомпонентов -1 член, научных и общественных организаций – 5 членов, отраслевого профсоюза – 1 член, организаций образования – 3 члена.

В структуре Совета действуют следующие комитеты:

- по прогнозированию потребности автомобилестроения в новых профессиях и квалификациях;

- по разработке и актуализации профессиональных стандартов в автомобилестроении;

- оценке профессиональных квалификаций в автомобилестроении;

- по гармонизации  образовательных стандартов и программ с  профессиональными  стандартами в автомобилестроении.

В 2016 году проведено  7 заседаний Совета

  1. Направления деятельности Совета

2.1.         Мониторинг состояния и перспектив системы квалификаций

В 2016 году проводился мониторинг рынка труда в российском автомобилестроении. По сравнению с  проведенными  в 2012 – 2014 гг. мониторингами рынка труда потребность в кадрах существенно сократилась  в связи со значительным снижением  производства автомобильной техники и автомобильных компонентов в 2015 – 2016 годах. Исходя из состояния рынка автомобильной техники и прогнозов по производству на 2017-2018 годы существенного увеличения потребности в кадрах не ожидается.

Вместе с тем, существующая профессионально–квалификационная структура автомобилестроения требует обновления, в частности   включения в структуру новых профессий, необходимых для обеспечения разработки и производства перспективных конструкций автомобильной техники.

Совет участвовал в обсуждении материалов  Справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий и топ-50 профессий, требующих среднего профессионального образования.

 2.2.         Разработка, актуализация и организация применения профессиональных стандартов.

В 2016 году был проведен анализ  обеспечения видов профессиональной деятельности в автомобилестроении действующими профессиональными стандартами.

20 профессиональных стандартов, утвержденных приказами Минтруда России в основном обеспечивают деятельность предприятий и организаций  автомобилестроения.

В дополнение к существующим стандартам разработан проект профессионального стандарта «Специалист по испытаниям и исследованиям в автомобилестроении»,  разработаны проекты актуализированных стандартов «Конструктор в автомобилестроении», «Технолог в автомобилестроении», Специалист по мехатронным системам автомобиля». Организация разработчик ПАО «КАМАЗ».

В проектах  профессиональных стандартов отражены рекомендуемые изменения, полученные по итогам консультаций с экспертом Минтруда России. Информация о ходе разработки и общественного  обсуждения проектов профессиональных стандартов размещается на сайте НП «ОАР» в сети Интернет.

 Профессионально-общественное обсуждение проектов профессиональных стандартов проводилось: 

- на круглом столе «Разработка профессиональных стандартов в ПАО «КАМАЗ» в рамках международного форума «Инженеры будущего-2016». В работе круглого стола приняло участие 18 представителей различных организаций;

- на круглом столе, проведенном в рамках деловой программы корпоративного чемпионата ГК «Ростех» по стандартам WorldSkills: «Дискуссии. В его работе  приняли участие полномочные представители от 10 организаций автомобилестроения.

Также проекты прошли  очно-заочное обсуждение с экспертами  ФГУП «НАМИ», НИУ «ВШЭ», ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус», профсоюз АСМ, ООО «Автотор Холдинг», ОАО «АВТОВАЗ», ООО «УАЗ», высшие образовательные организации, Ассоциация ссузов автомобильной промышленности, ООО «Союзмаш России», НП «НАПАК», ООО «Нисан Мэнуфэкчуринг РУС».

2.3.         Разработка, актуализация и организация применения отраслевой рамки квалификаций

Утвержденная Минпромторгом России в 2011 году  Концепция кадрового обеспечения Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года содержит в своей структуре отраслевую рамку квалификаций в автомобилестроении. На ее основе разработаны действующие профессиональные стандарты в автомобилестроении. Подготовлены предложения по актуализации отраслевой рамки квалификаций, гармонизированной с утвержденными приказом Минтруда России от 12.04.2013 г. № 148н уровнями квалификаций  в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

Разработка и утверждение новой редакции отраслевой рамки квалификаций в автомобилестроении запланировано на 2017 год.

 

2.4.          Разработка и актуализация квалификационных требований

В 2016 году Комитетом был разработан и утвержден (протокол СПКА №03 от 10.06.2016г.) перечень наименований профессиональных квалификаций для разработки оценочных средств:

-       «Маляр в окрасочном производстве по нанесению герметиков, пластизолей, мастик и окрашиванию изделий в автомобилестроении»;

-       «Слесарь механосборочных работ по сборке агрегатов и систем автомобиля».

На сегодняшний день разработанные проекты оценочных средств по этим двум профессиональным квалификациям прошли валидацию и направлены в Национальное агентство развития квалификаций.

На 2017 год запланирована апробация разработанных оценочных средств.

Также в 2017 году планируется проведение разработки и утверждения перечня наименований профессиональных квалификаций для разработки оценочных средств по актуализируемым профессиональным стандартам «Конструктор в автомобилестроении», «Технолог в автомобилестроении», «Специалист по мехатронным системам автомобиля» и разрабатываемому профессиональному стандарту «Специалист по испытаниям и исследованиям» (всего 4 комплекта оценочных средств по 4 профессиональным квалификациям).

 2.5.         Организация деятельности по оценке квалификаций.

 Для проведения независимой оценки квалификаций СПК в автомобилестроении были утверждены (протокол СПКА №03 от 10.06.2016г.) следующие методические документы:

-       «Требования к центру оценки квалификации в автомобилестроении»;

-       «Порядок отбора и прекращения полномочий центра оценки квалификаций в автомобилестроении»;

-       «Требования к членам квалификационной комиссии центра оценки квалификации в автомобилестроении»;

-       «Требования к апелляционной комиссии СПК в автомобилестроении по рассмотрению апелляций на действия центров оценки квалификаций»;

-       «Методика определения стоимости работ по оценке квалификации»;

- подготовлены 2 эксперта по разработке оценочных средств, которые получили соответствующие получили сертификаты.

 В 2017 году планируется проведение работ по формированию Центра оценки квалификаций, составов экспертов для проведения независимой оценки квалификаций.

 2.5.         Организация деятельности по оценке квалификаций

 Разработаны и утверждены Советом по профессиональным квалификациям (СПКА) документы, регламентирующие деятельность СПКА по вопросам оценки и присвоения квалификаций.

Сформирован и утвержден СПКА состав комитета по оценке квалификаций. Сформированы рабочие группы:

- маляр в окрасочном производстве по нанесению герметиков, пластизолей, мастик и окрашиванию изделий в автомобилестроении (3 уровень квалификации);

- слесарь механосборочных работ по сборке агрегатов и систем автомобиля (3 уровень квалификации)

 2.6. Проведение независимой оценки квалификации

 В соответствии с проектом дорожной карты по созданию Центра оценки квалификаций организация проведения независимой оценки квалификаций планируется на 2017 год.

2.7.         Определение потребностей в образовании и обучении.

 В 2016 году проводилась подготовительная работа по выработке критериев по определению перспективных потребностей в  кадрах для предприятий автомобилестроения.

За основу были взяты специальности, поименованные в профессиональных  стандартах в автомобилестроении.

При этом было принято решение о  пересмотре прогноза перспективных потребностей в подготовке кадров, разработанный в 2012 году с учетом сокращения числа специалистов, занятых в автомобилестроении с 650 тыс. человек до 440 тыс. человек, снижения объемов производства более чем на 40%.  В связи с тем, что в настоящее время и в ближайшей перспективе для автосборочных предприятий, организованных зарубежными компаниями  возрастает, изменяется структура потребности в квалификациях кадров. На основе опроса предприятий автомобилестроения, разрабатываемой в настоящее время Стратегии развития автомобильной промышленности на период до 2025 года,  в 2017 году планируется сформировать прогноз перспективной потребности в  кадрах для предприятий автомобилестроения на указанный период.

 2.8. Определение потребностей в разработке и актуализации образовательных стандартов профессионального образования, в обновлении программам профессионального образования и обучения

 В текущем году  начата работа по взаимодействию Совета с федеральными учебно-методическими объединениями по рассмотрению проектов ФГОС ВО по направлению подготовки специалистов 27.00.00 «Управление в технических системах» и ФУМО СПО по УГПС 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».

 2.9. Проведение профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ.

 Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ  и программ профессионального обучения будет проводиться в 2017-2018 гг. после завершения актуализации профессиональных стандартов в автомобилестроении, разработанных в 2012-2013 гг.

3. Информационное сопровождение деятельности Совета

 На сайте НП «Объединение автопроизводителей России «www.oar-info.ru» размещен раздел «Совет по профессиональным квалификациям в автомобилестроении» на котором размещена информация о деятельности Совета и событиях, относящихся к тематике в области профквалификаций.