Мнение эксперта

 

 Мнение эксперта НП "ОАР" Юрия Кравцова  "Тенденции рынка LCV в России"

Прежде всего, необходимо определить, что мы имеем в виду под термином LCV. Наверно, каждому известно, что это – аббревиатура английского словосочетания “light commercial vehicles” («легкие коммерческие автомобили»). Но что конкретно под этим понимается?

Категорию LCV мы не находим в действующем государственном стандарте ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения», гармонизированном со «Сводной резолюцией о конструкции транспортных средств», принятой Всемирным форумом для согласования правил в области транспортных средств КВТ ЕЭК ООН и директивой 2002/24 ЕС. Нет такой категории также ни в отчетности Росстата, ни в таможенной статистике. Тем не менее, с легкой руки консультантов из Boston Consulting Group, готовивших первый проект Стратегии развития автомобильной промышленности России, и с благословения Минпромторга, категория LCV прочно укоренилась в обороте маркетологов без легализации этого термина и при отсутствии единообразного подхода к  учету производства и продаж автомобилей по их категориям.

Между тем, Статистический комитет Международной организации производителей автомобилей (OICA) дает следующее определение LCV: «Легкие коммерческие автомобили – это моторные транспортные средства с не менее чем четырьмя колесами, используемые для перевозки грузов. В качестве разграничительного предела между легкими коммерческими автомобилями и тяжелыми грузовиками используется полная масса автомобиля (в метрических тоннах). Этот предел зависит от национальных или отраслевых установлений и варьируется от 3,5 до 7 тонн. В эту же категорию входят микроавтобусы на базе LCV. Они используются для перевозки людей, имеют более восьми посадочных мест, не считая места водителя, и их полная масса ниже установленного предела». Таким образом, принятое OICA определение LCV допускает расширительное толкование с учетом местных реалий.

Объединение автопроизводителей России, за отсутствием национального определения категории легких коммерческих автомобилей, при формировании международной статистической отчетности по правилам OICA условно включает в LCV грузовые автомобили категории N1 (полной массой до 3,5 тонн) и автобусы категории М2 (полной массой до 5 тонн), определяемые по ГОСТ Р 52051-2003.

Теперь о ситуации на рынке. Начало положительной динамики на российском рынке коммерческих автомобилей (включая LCV, тяжелые грузовики и автобусы) было отмечено в марте 2016 года, когда на рынке легковых автомобилей все еще продолжался спад. Динамика продаж коммерческих автомобилей традиционно является индикатором экономической активности в стране, и первые признаки макроэкономического роста находят отражение в росте продаж автомобильной техники для нужд хозяйственной деятельности. Соответственно, по итогам 2016 года, при общем сокращении российского автомобильного рынка на 7,9% и снижении продаж легковых автомобилей на 12,1%, объем продаж новых легких коммерческих автомобилей показал рост на 4,8% до 112,4 тыс. ед.

Картина производства автомобилей в России в 2016 году соответствовала  рыночным трендам. Общий спад производства на 5,4% (с 1,38 млн. до 1,30 млн. ед.)  определялся сокращением выпуска на 7,5% легковых автомобилей, тогда как в сегменте LCV был отмечен рост производства на 7,3%

В условиях заметного улучшения экономической ситуации в 2017 году проявился тренд восстановления  автомобильного рынка России во всех его секторах. Так, по итогам восьми месяцев 2017 года продажи новых легких коммерческих автомобилей составили 71,9 тыс. ед., увеличившись на 9,5% по отношению к тому же периоду 2016 года.

Следуя тренду рынка, производство LCV в России за восемь месяцев 2017 года выросло на 4,1% до 70,5 тыс. ед., из которых 76% составили грузовые автомобили (бортовые и фургоны) и 24% - автобусы. Крупнейшими поставщиками LCV на российский рынок были ГАЗ, УАЗ, Форд Соллерс Елабуга и АВТОВАЗ (фургоны Lada Largus). Отставание роста производства (с учетом  отгрузок на экспорт) от роста потребительского спроса на российском рынке компенсировалось ростом импорта, объем которого  в январе-августе 2017 года увеличился  по отношению к тому же периоду 2016 года на 24,8% до 9,1 тыс. ед., что составило 12,6% рынка LCV. Наибольшие объемы импорта LCV показали марки Toyota, Volkswagen, Peugeot и Citro?n.

Рынок LCV  - безусловно, важный и растущий сектор автомобильного рынка России. Вместе с тем следует заметить, что его доля составляет сегодня немногим более 7% всего российского рынка, тогда как, согласно статистике OICA, на легкие коммерческие автомобили приходится более 20% мирового объема производства и продаж автомобилей всех типов. Очевидно, это сравнение может служить косвенным свидетельством не преодоленного пока отставания России в сфере развития малого и среднего бизнеса, являющегося главным потребителем легкого коммерческого автотранспорта. Серьезные подвижки в этом направлении открыли бы перед рынком LCV заманчивые перспективы...

Что касается ближайшего периода, то при существующем темпе роста рынка в России годовые продажи новых LCV в 2017 году могут составить135 тыс. ед., с увеличением на 20% от сравнительно низкой базы 2016 года. В последующие три года можно ожидать сохранения тенденций, наметившихся в 2017 году, но с более скромными темпами роста: в 2018 году на 7% (до 144,5 тыс. ед.), в 2019 году на 6% (до155 тыс. ед.) и в 2020 году на 3% (до 160 тыс. ед.).

Мнение эксперта НП "ОАР" Юрия Кравцова о перспективах развития рынка электроавтомобилей:

Мировые продажи электромобилей за последние 5 лет выросли  от 60.6 тыс. шт. в 2011 году до 1,55 млн. в 2016 году, что составило 1,7% общего годового объема продаж автомобилей в мире. Побуждающими мотивами роста являются сильное загрязнение воздуха в больших городах и растущие требования экологической безопасности. Главные препятствия на пути развития электромобильного транспорта – отсутствие развитой зарядной инфраструктуры и высокая стоимость тяговых батарей. Однако, с увеличением масштабов производства стоимость батарей снижается, и это приближает цену не субсидированного электромобиля к цене традиционного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. В период до 2025 года можно ожидать увеличения доли электромобилей в общем объеме мировых продаж автомобилей до 9-12%.

 Перспективы развития рынка электромобилей России определены в проекте «Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года». В силу местных условий, в проект заложено отставание от мировых темпов развития рынка электромобилей, с достижением ими доли 1-1,5% российского рынка к 2020 году и 3-5% к 2025 году.

 Ключевым событием для преломления ситуации на российском рынке электромобилей могло бы стать государственное субсидирование их производства. Опыт Китая – крупнейшего в мире рынка электромобилей – показывает, что именно субсидии, покрывающие до 40-60% стоимости машины, оказали решающее воздействие на взрывной рост продаж электромобилей в Китае (их продажи в 2016 году выросли на 53% до 507 тыс. шт.).

Более подробная информация содержится в  статье "Развитие рынка электромобилей: Китайский опыт", опубликованной  в журнале Автомобильных инженеров № 5- 2017.