Материалы Международной организации производителей автомобилей OICA

OICA

Международная организация производителей автомобилей

Заявление Президента OICA Маттиаса Виссмана на пресс-конференции OICA в рамках Женевского международного автосалона 8 марта 2017 г.

 Продажи в 2016 году выросли на 5% до 94 миллионов автомобилей

Президент OICA Виссман:

Мировой автомобильный рынок продолжает расти

 Женева/Париж, 8 марта 2017 г.

Дамы и господа, сердечно приветствую вас на пресс-конференции OICA здесь, на Женевском международном автосалоне. Прежде чем приступить к текущим вопросам, позвольте вкратце рассказать вам об организации OICA и о том, чем она занимается. OICA является всемирной ассоциацией автопроизводителей, с 39 членами со всех континентов. Все члены – это национальные ассоциации, а также европейская региональная ассоциация АСЕА. Все крупные автомобильные производители и бренды из европейских стран, России, США, Китая, Кореи, Японии и Индии представлены в OICA их национальными организациями.

 OICA выполняет следующие задачи:

  • Гармонизирует технические правила по автомобилям на уровне ООН
  • Готовит мировую статистику по автомобильной отрасли (производство, продажи, парк)
  • Координирует в рамках Выставочного комитета календарь международных автомобильных выставок (выставок, аккредитованных OICA – таких, как IAA, Детройт и т.д.)
  • Конечно же, наиболее важной задачей является обобщение и выражение интересов мировой автомобильной промышленности.

 Как мы можем судить по различным рынкам, стремление к индивидуальной мобильности растет во всем мире. В то же время, в желаниях потребителей наблюдается сдвиг в направлении электрифицированной мобильности и цифровизации. Нет сомнений в том, что автомобильная промышленность вносит вклад в экономический подъем и процветание многих стран. А переход на цифровые технологии делает автомобильный транспорт еще более безопасным. Однако вызовы также усиливаются. Промышленная политика и экологическая политика нуждаются в нахождении нового баланса – это актуально для многих стран и регионов.

 Позвольте мне теперь обрисовать в общих чертах отдельные моменты.

 Значение свободной торговли для международной автомобильной промышленности

Относительно вопросов торговли: даже несмотря на то, что автопроизводители конкурируют между собой, по-прежнему сохраняется необходимость в глобальном «зонтике» OICA. Это обусловлено тем, что автомобильная промышленность является ключевым сектором экономики повсюду в мире – как в индустриально развитых странах, так и в развивающихся странах. Китай, да и не только он один, демонстрирует, что экономический рост всегда тесно связан с ростом автомобильного рынка. И по логике, это также относится к автомобильному производству. Поскольку не существует ни одной страны, которая удовлетворяет свой спрос на автомобили исключительно за счет собственного производства – и при этом каждая страна с собственным производством стремится увеличить свой экспорт – доступ к рынку и устранение торговых барьеров являются критически существенными условиями для всемирного роста. Не важно, идет ли речь о Северной или Южной Америке, Европе или Азии, - местное производство в среднесрочной и долгосрочной перспективе имеет смысл только в том случае, когда не ограничиваются экспортные возможности. И естественно, это также относится ко всей цепи создания стоимости, поскольку эффективному автомобильному бизнесу нужна всемирная  система поставщиков. Поэтому OICA однозначно выступает в пользу доступности рынков.

 Все производители имеют сейчас многонациональные стоимостные цепочки. Около 75% добавленной стоимости автомобиля генерируется поставщиками – из многих стран. Следовательно, мы должны делать всё от нас зависящее для того, чтобы обеспечить еще более широкое открытие границ. В долгосрочной перспективе, коммерческое производство будет возможным только при условии эффективного использования глобальных цепей создания стоимости.

 Всё это дает преимущества как работникам производственных предприятий, так и покупателям, которые хотят иметь и получают самую современную продукцию высокого качества по экономным ценам. Поскольку мы хотим обеспечивать дальнейший экономический рост и занятость во всем мире, мы поддерживаем свободную торговлю и доступные рынки. О том, насколько жизненно необходимым является этот призыв к свободной торговле, свидетельствует тот факт, что сегодня в ВТО насчитывается более 2200 случаев нарушений принципов свободной торговли.

 Имеется еще один важный момент: OICA работает в направлении всемирной гармонизации технических правил. И на то есть веская причина: на мировом автомобильном рынке нецелесообразно каждому отдельному региону иметь особые технические требования.

 Отличающиеся законодательные стандарты и правила делают продукцию более дорогой, усложняют бизнес производителям и не приносят никакой выгоды потребителям. Если различные правила рассматриваются как эквивалентные, тогда они могут быть взаимно признаны, как это имеет место, например, в случае соглашений о свободной торговле.

 Приведу такой пример: автомобильные правила гармонизируются для всего мира в Организации Объединенных Наций, где Всемирный Форум по согласованию правил в области транспортных средств (WP.29) и его группы правительственных и отраслевых экспертов разрабатывают новые «GTR» - Global Technical Regulations (Глобальные технические правила). Члены и сотрудники аппарата OICA, в качестве аккредитованного представителя мировой автомобильной промышленности в ООН, полностью вовлечены в этот процесс.

 Альтернативные силовые установки и их роль в снижении выбросов СО2 – баланс между экологической и промышленной политикой

OICA с большой серьезностью относится к проблеме защиты климата на всем земном шаре. Все наши члены активно работают над дальнейшим снижением расхода топлива и, таким образом, выбросов СО2 новыми автомобилями. С этой целью значительные суммы вкладываются в исследования и конструкторские разработки. Снижение выбросов СО2 является задачей всемирного масштаба для всей автомобильной промышленности – и в Европе, и в Азии, и в Америке.

 Примечательно, что плановые показатели по СО2 на 2021 год сильно разнятся от региона к региону. Европейский Союз имеет, с большим отрывом от других регионов, самое вызывающее задание: 95 граммов. Япония имеет 105 граммов, Китай – 117 граммов, США – 119 граммов. Политикам следует поработать по всему миру, чтобы скоординировать эти величины и создать «поле с равными условиями игры».

 В будущем, электромобили смогут внести крупный вклад в дело снижения выбросов СО2.  По нашей оценке, электромобили – либо полностью батарейные машины, либо плагин-гибриды – продемонстрируют сильный рост продаж в ближайшие годы. Тем не менее, в глобальном масштабе автомобили с двигателем внутреннего сгорания будут составлять значительную долю рынка новых автомобилей. По этой причине будущие требования к величине выбросов СО2 следует устанавливать «технологически нейтральными». По мнению OICA, должен быть соблюден баланс между целями экологической политики и экономической политики. Задача состоит не только в защите климата, но также и в обеспечении экономического роста  и занятости населения.

 Повышение дорожной безопасности посредством цифровизации

OICA имеет четко выраженную цель повышения дорожной безопасности во всех точках мира. Роль цифровых технологий для достижения этой цели чрезвычайно велика, поскольку причиной 90% дорожных происшествий является человеческий фактор, тогда как лишь небольшая их часть связана с техническими отказами. Цифровые технологии поддерживают водителя, помогают ему и предупреждают об опасности. Цифровизация является мегатрендом у автопроизводителей и поставщиков, и поэтому она служит также важным драйвером инноваций. В этом контексте существенной задачей является также защита будущего многих рабочих мест в автомобильной промышленности. Здесь необходимы новые квалификации и профессиональное обучение. Цифровизация играет важную роль и в бизнесе коммерческих автомобилей. Можно избежать порожних пробегов с повышением эффективности использования грузовика, можно повысить дорожную безопасность путем применения систем помощи водителю.

 Конечно, эти новые технологии не будут внедрены немедленно и повсеместно, на всех рынках. В этом плане перед государствами возникает обязанность создать регуляторную основу для широкомасштабного внедрения новых технологий. Это должно идти в ногу с экономическим развитием и расширением инфраструктуры. И все же мы полагаем, что эти технологии, шаг за шагом, охватят весь мир. И именно это представляется важным. Поскольку мы хотим и далее повышать дорожную безопасность, мы прокладываем дорогу для цифровых технологий.

 Новые статистические данные OICA – мировая автомобильная промышленность

Если сейчас, в период «автомобильной весны», мы взглянем на международные рынки членов OICA, то будем иметь все основания для оптимизма. Нам следует объединить усилия для использования имеющихся возможностей. Работая вместе с политиками, ответственными за регуляторные условия, мы совладаем с брошенными нам вызовами.

 Статистика OICA показывает, что за исключением кризисных 2008 и 2009 годов  мировой автомобильный рынок постоянно растет. В 2016 году он вырос примерно на 5% до 93,9 млн. автомобилей, включая легковые автомобили, коммерческие автомобили и автобусы.  Соответственно выросло и мировое производство.

 В 2017 году мы ожидаем дальнейшего роста по всему миру, но с несколько замедленным темпом. По нашим прогнозам, мировой автомобильный рынок увеличится на 2-3% до более 96 млн. единиц. Один лишь мировой рынок легковых автомобилей вырастет в 2017 году на 3% до 85 млн. новых автомобилей.

 Взгляд на отдельные регионы обнаруживает следующее. Несмотря на то, что регион NAFTA сильно пострадал от кризиса в 2008 и 2009 годах, он очень быстро и прочно восстановился. В Южной Америке отчетливо виден кризис на протяжении последних трех лет.

 По сравнению с NAFTA, Европа переживала значительно более длительную фазу спада. Только в 2014 году продажи начали опять расти, но затем последовал достаточно резкий подъем.

 В противоположность NAFTA и Европе, рост в Азии стал непрерывной историей успеха, длящейся последние двенадцать лет, с более чем удвоившимися продажами и уверенным ростом вновь в 2016 году. Африканский автомобильный рынок всё еще остается очень маленьким и, соответственно, подвержен более сильным колебаниям.

 Выводы:

 Хорошая новость состоит в том, что мировой автомобильный рынок продолжает расти – так же, как и производство легковых и коммерческих автомобилей. Перед глобальной автомобильной промышленностью стоят крупные проблемы:  конкуренция во всем мире становится всё жестче. Требования к мобильности дифференцированы сегодня больше, чем когда-либо в прошлом. Компании адаптируются к следующим условиям:

 Для городских перевозок в возрастающей степени требуются не имеющие выбросов и очень эффективные модели. Электрическая мобильность предлагает привлекательное решение, но для этого также необходим высокий уровень инвестиций.

  • Цифровизация в автомобильном секторе не ограничивается пределами Европы и США, но распространяется и диверсифицируется по всему миру.

 Мы уверены, что огромная тяга автомобильной промышленности к инновациям и ее выдающиеся работники позволят отрасли справиться с этими вызовами.

Однако, разработчикам политики также следует предпринять действия: они должны создать правильные регуляторные условия. Требуется установить равновесие между промышленной политикой и политикой защиты климата. Цели экологии и благосостояния должны получить равный приоритет и достигаться параллельно.

 Политикам также следует руководствоваться сознанием того, что открытые рынки и свободная торговля являются наилучшими предпосылками для экономического роста и трудовой занятости во всех странах.

Илюстративные материалы размещены по ссылке: http://www.oica.net/wp-content/uploads//170308-Charts.pdf

 Перевел с английского Юрий Кравцов