Информация

Совет Ассоциации Объединения автопроизводителей России провел 1 апреля 2021г. очередное заседание.

Заседание было проведено в ФГУП "НАМИ"

Был  рассмотрен ряд вопросов деятельности Ассоциации:

- об предварительных итогах работы организаций-членов Ассоциации в 1 кв. 2021 г.;

- о реализации плана мероприятий, приуроченных к 125-летию российского автомобилестроения;

- о подготовке к проведению выставки "COMTRANS 2021"

- организационные вопросы.

О предварительных итогах работы организаций-членов ОАР в 1 кв. 2021г. 

Оценивая в целом положение рынка и производства автомобильной техники в Российской Федерации в первом квартале 2021 года, следует отметить следующее.

После неблагоприятного завершения 2020 года с падением продаж новой автомобильной техники до 1,63 млн. шт., или на 8,3% по отношению к 2019 году, и сокращением автомобильного производства на 16,6% до 1,43 млн. шт., новый год традиционно начался с низких продаж. Совокупный объем продаж автомобилей всех типов в январе составил 109,3 тыс. шт., со снижением на 7,4% по сравнению с январем прошлого года.

Однако уже в феврале появились признаки оживления рынка. Наиболее внушительный рост февральских продаж был отмечен в сегментах легких коммерческих автомобилей (+16,5%) и тяжелых грузовиков (+10,5%). Небольшой рост (+1,7%) показал и самый массовый сегмент легковых автомобилей. Значительный спад продаж, на 39,9%, отмечен только в сегменте автобусов. В итоге, общий показатель роста рынка в феврале (по отношению к февралю 2020 года) составил +2,4%. Для сравнения: продажи автомобилей в Европейском Союзе упали на 20%, показав наихудший февральский результат с 2013 года.

Положительные итоги февральских продаж в России помогли улучшить картину состояния рынка с начала года, существенно сократив темп спада. Общий показатель спада рынка в январе-феврале 2021 года (по отношению к первым двум месяцам прошлого года) составил минус 2,4%.

Всего за этот период зарегистрировано 235 280 ед. новой автомобильной техники, в том числе 205 903 легковых автомобилей (снижение на 2,4%), из них электрических 186 шт. (рост на 575%), а также 15 603 LCV (рост на 7,2%), 10 984 грузовика (снижение на 3,4%), 1700 автобусов (снижение на 27%).

Показательно, что хорошие февральские результаты выступления на рынке были обеспечены предваряющими успехами автопроизводителей в условиях преодоления пандемической ситуации. Уже в январе общий объем производства автомобильной техники в России составил 99 791 шт., показав рост на 1,1% к январю 2020 года. Заметное сокращение производства (на 16,4% до 381 шт.) отмечено только по автобусам, хотя производство электробусов выросло на 157% до 18 шт. Легковых автомобилей было произведено 93 479 шт., с незначительным снижением выпуска на 0,5%. Легких коммерческих автомобилей выпущено 3 596 шт., с увеличением на 17,5%, а выпуск грузовиков составил 2 335 шт., с ростом на 86,2%.

Менее удачно складывается ситуация у наших белорусских коллег. Общий объем производства автомобильной техники в Республике Беларусь составил в январе 2 018 шт., сократившись на 20,4% по сравнению с январем прошлого года. При этом легковых автомобилей произведено 1 310 шт. (снижение на 24%), грузовых автомобилей 625 шт. (снижение на 13,3%), автобусов 83 шт. (снижение на 9,8%).

Как рынок будет развиваться, в последующий период,  можно будет уверенно говорить только по итогам полугодия, при условии, что пандемия спадёт, и откроются границы для поставок автомобилей и комплектующих изделий, экономика начнёт восстанавливаться.

По данным Росстата в 2020 году ВВП России сократился, по отношению к 2019 году, более чем на 3,0%.

Рост потребительских цен, в среднем, в 2020 году вырос 3, 5, а с начала 2021 года увеличился ещё почти на 7%.

В такой ситуации ожидать значительного подъёма продаж автомобильной техники до конца  года вряд ли стоит.

Негативное влияние на развитие рынка окажет начавшее в конце прошлого года резкое повышение цен на металлопродукцию. Обращение отраслевых промышленных ассоциаций, Станкоинструмент, ОАР, Росспецмаш, Союз авиационного двигателестроения, МРК "Подшипник" в Правительство Российской Федерации положительного ответа не получили. Регулятор, в лице Минпромторга России, предложил систему двухсторонних переговоров с изготовителями металла и от кардинальных мер по решению проблемы роста стоимости металла отказался.

Поиск путей решения задач по стабилизации стоимости металла возможно продолжить  в рамках разрабатываемой в настоящее время фронтальной стратегии развития народного хозяйства России на период до 2030 года.

____________________________________________________

Об итогах работы организаций – членов ОАР в 2020 году

В 2020 году продолжалась реализация Основных мероприятий деятельности Партнёрства на 2018-2020 годы, утвержденных  Советом Партнёрства 21 декабря 2017 года (протокол заседания Совета № 90), а затем Основных мероприятий ОАР на 2020-2022 годы, утвержденных решением годового Общего собрания НП «ОАР» (протокол от 04.09.2020 г., №52). В этом новом плане работы впервые учтено участие членов ОАР в реализации национальных проектов, утвержденных Указом Президента от 7 мая 2018 года № 204.

Основная работа по реализации мероприятий была сосредоточена в комитетах Партнёрства, Совете по профессиональным квалификациям в автомобилестроении, а также в Экспертном совете по автомобильной промышленности и спецтранспорту при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Велась также активная работа в Комиссии РСПП по автомобильной промышленности и сельхозмашиностроению, комитетах Союзмаша России по автомобилестроению и производству автокомпонентов.

Продолжалась работа членов Партнёрства в комиссиях и совещаниях, организованных федеральными органами исполнительной власти.

Оценивая в целом положение производства автомобильной техники в Российской Федерации в 2020 году, следует отметить следующее.

Рост автомобильного рынка, который продолжался на протяжении 2018 года после выхода из затяжной рецессии, оказался недолговременным. Темп роста под воздействием макроэкономических факторов замедлился и сменил вектор на противоположное направление. По итогам 2019 года продажи новых автомобилей на российском рынке (по данным регистраций) составили 1,78 млн. единиц, сократившись в годовом исчислении на 2,3%, что нашло соответствующее отражение на объёмах производства. Всего в 2019 году в России было произведено 1,72 млн. автомобилей, со снижением выпуска на 2,8%. Спад производства наблюдался во всех секторах автомобильной техники.

Предприятиями, являющимися  членами ОАР, в 2019 году было произведено 1187,8 тыс. единиц автомобильной техники, что составило 66,1% от общего объёма её выпуска в странах Евразийского Экономического Союза. По предварительной оценке, предприятия – члены ОАР произведут в 2020 году  954,8 тыс. единиц автомобильной техники, со снижением объемов производства на 19,6% по сравнению с предшествующим годом. Общий выпуск автомобилей членами ОАР составит 65,5% от общего количества произведённой в ЕАЭС автомобильной продукции, в том числе – 801,2 тыс. легковых автомобилей (62,6% от выпуска в странах ЕАЭС); 88,5 тыс. легких коммерческих автомобилей (89,6% от выпуска в странах ЕАЭС); 52,0 тыс. грузовых автомобилей (81,0% от выпуска в странах ЕАЭС); 16,2 тыс. автобусов (80,2% от выпуска в странах ЕАЭС).

Следует заметить, что спад автомобильного производства в России в определенной степени компенсировался более благоприятной конъюнктурой в других странах Содружества. Так, по данным за десять месяцев 2020 года, производство легковых автомобилей в Казахстане выросло на 51,5% до 51 922 шт., выпуск грузовых автомобилей увеличился на 110% до 6299 шт., выпуск автобусов вырос на 68,0% до 1525 шт. В том числе, выпуск легковых автомобилей членом ОАР – компанией Азия Авто составил 21 172 шт., увеличившись на 32,3%. Отмечен также рост производства и у другого члена ОАР – компании МАЗ, которая выпустила за этот период 6287 грузовых автомобилей (с ростом на 5,6%) и 904 автобуса (рост на 2,5%).

Экспорт автомобилей из России в 2019 году увеличился на 32,3% до 81,8 тыс. ед., при этом экспорт легковых автомобилей вырос на 41%, тяжелых грузовиков – на 4,7%, а экспорт больших автобусов (категории М3) более чем удвоился, достигнув 639 машин.

В апреле текущего года на совещании по работе автомобильной промышленности в условиях пандемии коронавируса Президентом России В.В. Путиным даны поручения по поддержке отрасли, прежде всего за счёт реализации в регионах, в рамках государственных заказов, новой автомобильной техники с высокими экологическими показателями и энергетической эффективностью.

Принятые решения по государственной поддержке отрасли и концентрация внутренних ресурсов предприятий в конечном итоге должны сказаться на развитии российского автомобильного рынка. В начале 2020 года оно шло под влиянием двух разнонаправленных факторов – кратковременного роста потребительского спроса в ожидании повышения цен из-за падения курса рубля и увеличения налогов, с одной стороны, и нарушения системы сбыта автомобилей вследствие начавшейся пандемии коронавируса, с другой. На протяжении первого квартала возобладал фактор роста: по итогам марта регистрации новых автомобилей показали беспрецедентный  рост на 19,5% за месяц и на 14,4% с начала года (некоторое снижение было отмечено только по тяжелым грузовикам). В отличие от рынка, автопроизводители отреагировали на ситуацию со сбоями в поставках комплектующих совершенно иными показателями итогов первого квартала, обусловленными остановкой производства, наличием избыточных складских запасов и закрытием дилерских центров. Общий объём производства автомобилей  всех типов в первом квартале сократился на 14,8% вследствие снижения производства легковых и лёгких  коммерческих автомобилей на 15,6% при одновременном росте выпуска грузовых автомобилей на 5,8% и автобусов на 22,9% .

Во втором квартале кратковременный рост рынка сменился спадом. По итогам полугодия регистрации новых автомобилей в целом сократились на 16,5% в годовом исчислении, в том числе легковых автомобилей на 17,2%, легких коммерческих автомобилей на 12,8%, грузовых автомобилей на 16,6%; исключение составили регистрации автобусов, увеличившиеся на 1,2% благодаря региональным программам обновления автобусного парка. Общее снижение продаж было обусловлено спадом в экономике из-за введения карантинных мер и ростом цен на новую технику, связанным с существенным ослаблением курса рубля. Следуя рыночным трендам, ускорились темпы падения производства автомобильной техники, общий объем которого за первые шесть месяцев года сократился на 33,4%.

Государственная поддержка платежеспособного спроса на автомобильном рынке помогла существенно замедлить темпы спада продаж автомобилей во втором полугодии. По итогам первых десяти месяцев 2020 года регистрации новых автомобилей в целом сократились на 8,1% в годовом исчислении (против сокращения на 16,5% по итогам первого полугодия). При этом регистрации легковых автомобилей сократились на 8,2%, легких коммерческих автомобилей на 7,3%, грузовых автомобилей на 7,8%, автобусов на 5,8%. Вместе с тем отмечалось значительное сокращение экспорта: легковых автомобилей на 45,4%, грузовых автомобилей на 26,6%, автобусов на 56,4%.

Динамика производства во втором полугодии продолжала следовать рыночным трендам и во многом определялась эффективностью государственной поддержки отрасли. Совокупный объем автомобильного производства в России за первые десять месяцев года снизился на 21,5% в годовом исчислении против снижения на 33,4% за шесть месяцев и составил 1,13 млн. шт.

По расчетам аналитической компании АСМ-холдинг, прогнозная оценка объемов производства автомобильной техники в России по итогам 2020 года составляет   1,41 млн. автомобилей (со снижением на 18,0% к 2019 году), в том числе 1,24 млн. легковых автомобилей (снижение на 18,7%), 104,4 тыс. легких коммерческих автомобилей (снижение на 11,9%), 55,1 тыс. грузовых автомобилей (снижение на 14,1%), 12,9 тыс. автобусов (снижение на 4,4%).

 Данные суммарного объема продаж автомобилей в России за 10 месяцев 2020 года (1,31 млн. шт.) свидетельствуют о продолжении начавшегося во втором полугодии улучшения рыночной ситуации и позволяют оценить итоги 2020 года общим объемом продаж 1,57 млн. автомобилей всех типов (снижение за год на 11,7%), включая 1,38 млн. легковых автомобилей, 105,3 тыс. LCV, 68,2 тыс. грузовых автомобилей, 12,4 тыс. автобусов (приложение 2.3). В 2021 году можно ожидать роста рынка автомобильной техники на 3,8% - 7,8%. Пропорционально динамике рыночного спроса прогнозируется рост автомобильного производства в 2021 году следующими темпами (по базовому сценарию): легковых автомобилей на 6,6%, LCV на 6,0%, грузовых автомобилей на 5.8%, автобусов на 4,1%.

             Производство автомобилей и автомобильных двигателей в ЕАЭС предприятиями – членами ОАР   тыс. ед.

 

 

2005 г.*

2010 г.

2016 г.

 

2017 г.

 

2018 г.

 

2019 г.

2020 г.

Прогнозная оценка

 

Всего

ОАР

Всего

ОАР

Всего

ОАР

Всего

ОАР

Всего

ОАР

Всего

ОАР

Всего

ОАР

Доля ОАР

 

Легковые   автомобили

 

 

1068,8

 

911,0

 

1211,7

 

849,1

 

1090,9

 

579,2

 

1368,4

 

735,1

 

1604,6

 

879,5

 

1522,6

 

1003,4

 

1279,8

 

801,2

 

62,6%

Легкие   коммерческие автомобили

 

 

193.0

 

190,6

 

121,5

 

120,2

 

107,1

 

98,1

 

123,4

 

113,6

 

131,7

 

108,7

 

184.0

 

115,9

 

98,9

 

88,5

 

89,6%

 

Грузовые   автомобили

 

 

71,8

 

70,9

 

73,8

 

68,8

 

51,8

 

48,9

 

77,3

 

70,1

 

71,3

 

66,4

 

70.2

 

54,5

 

64,2

 

52,0

 

81,0%

 

Автобусы

 

 

21,2

 

21,0

 

15,3

 

13,9

 

12,1

 

11,3

 

14,6

 

13,2

 

14,9

 

13,8

 

20.1

 

14,0

 

16,2

 

13.1

 

81,1%

 

Двигатели

 

 

1265,0

 

1265,0

 

887,2

 

887,2

 

603,1

 

509,3

 

670,0

 

525,0

 

800,0

 

650,0

 

750.0

 

600,0

 

605.0

 

 

485,0

 

80,2%

* только в РФ

Производство автомобильной техники в Российской Федерации

 в 2015-2020 годах

в категориях транспортных средств по классификации OICA, тыс. шт.

Категории транспортных   средств

2015

2016

2017

2018

2019

2020                  10 мес.

2020 оценка

 

Изм. 2020/2019

%

Легковые   автомобили

1216,1

1124,8

1348,0

1563,6

1523,6

997,4

1237,8

-18,7%

Легкие   коммерческие автомобили*

109,0

116,9

123,4

131,7

118,5

82,4

104,4

-11,9%

Грузовые   автомобили**

45,1

50,1

67,0

59,2

64,2

40,0

55,1

-14,1%

Автобусы***

8,1

12,1

12,8

13,2

13,5

10,6

12,9

-4,4%

 

Итого:

 

1378,3

 

1303,9

 

1551,3

 

1767,7

 

1719,8

 

1130,4

 

1410,2

 

-18,0%

*) Легкие грузовые автомобили полной массой менее 3,5 т. и микроавтобусы

**) исключая легкие грузовики

***) исключая микроавтобусы

 Источник: АСМ-холдинг, ОАР

 Продажи (регистрации) новой автомобильной техники в Российской Федерации в 2020/2019 гг.

в категориях транспортных средств по классификации OICA (тыс. шт.) 

 

Категории   транспортных средств

 

2019

2020

10 мес.

2020   оценка

Изменение   2020/2019

%

Легковые автомобили

 

1567,7

1153,2

1383,8

-11,7%

Легкие коммерческие автомобили*

 

118,3

87,8

105,3

-10,9%

Грузовые автомобили**

 

78,8

56,8

68,2

-13,4%

Автобусы***

 

14,0

10,4

12,4

-10,8%

Итого:

 

1778,8

1308,2

1569,7

-11.7%

*) легкие грузовые автомобили полной массой менее 3,5т и микроавтобусы

**) исключая легкие грузовики

***) исключая микроавтобусы

 Источник:  АСМ-холдинг, ОАР