Новости

Совещание по вопросам развития автомобильной промышленности

Глава государства 16 июня 2022 г. в  Санкт-Петербурге провел совещание, в ходе которого обсуждаются вопросы развития автомобильной промышленности России.

 В.Путин: Уважаемые коллеги!

Сегодня в нашей повестке – ситуация в отечественной автомобильной промышленности. Мы так или иначе обращаемся к этому постоянно, сегодня поговорим об этом предметно. Вместе с руководителями предприятий и компаний посмотрим, с какими трудностями сталкиваются российские автомобилестроители, автосалоны, центры технического обслуживания, обсудим возможные меры поддержки отрасли и наши дальнейшие действия в текущей, сегодняшней обстановке.

Отмечу, что автопром традиционно завязан на многие смежные отрасли, смежные секторы экономики, включая металлургию, химическую, лёгкую промышленность, производство электронного оборудования.

Ряд контрагентов и поставщиков автозаводов находились и находятся до сих пор ещё за рубежом, и это не какая-то особенность нашего автопрома: подобная широкая кооперация, длинные, трансграничные производственные цепочки – общепринятая практика на сегодняшний день в мире.

В силу известных обстоятельств и причин многие такие связи сегодня оказались разорванными. Партнёры российских автозаводов, несмотря на свои долгосрочные обязательства, либо приостановили поставки, либо объявили об уходе с нашего рынка.

Очевидно, что этот демарш отразится на объёмах выпуска продукции, причём заметно. Уже отражается: по сравнению с показателями годом ранее в марте текущего года выпуск отечественного автопрома оказался в три раза ниже, а в апреле – в пять раз ниже.

Ещё раз хотел бы подчеркнуть: ситуация непростая. Вы это сами прекрасно знаете, понимаете. И прошу Правительство подробнее рассказать, какие предлагаются оперативные меры, чтобы поддержать автопром, стабилизировать внутренний рынок.

Причём наиболее важными вижу сейчас две задачи.

Первая – обеспечить работу автомобильных заводов в России, их снабжение необходимыми компонентами, сохранить занятость, коллективы квалифицированных специалистов.

В этой связи хотел бы напомнить, что с 2014 года у нас реализуются специальные программы импортозамещения. Рассчитываю сегодня услышать о том, как идёт работа по этому направлению.

При этом повторю то, о чём мы говорили на предыдущих отраслевых совещаниях: нельзя, безусловно, замыкаться только на текущих проблемах автопрома. Сейчас особенно важно сформировать стратегические подходы к развитию отрасли, задать долгосрочный, долговременный вектор технологических и производственных изменений, в основе которых – потребности граждан в качественных и доступных автомобилях, запросы экономики, бизнеса, городского и муниципального хозяйства в части автотехники, включая дорожную, строительную и коммунальную технику.

Также необходимо выдержать ориентир на обеспечение технологического суверенитета России. Конечно, это не означает, что абсолютно все производственные процессы в автопроме должны проходить именно у нас, в нашей стране. Но ключевые, критически важные вещи, такие как инженерные разработки, интеллектуальные права и ноу-хау, должны быть, конечно же, российскими.

Вторая задача – насытить наш рынок, обеспечить достаточное предложение автомобилей, в первую очередь легковых, цены на которые резко выросли в этом году.

Напомню, что в последние два года в России ежегодно продавалось около полутора миллионов автомобилей. Однако в текущем году объём продаж легковых автомобилей заметно сократился: по итогам пяти месяцев – на 51 процент. Тогда как, по оценкам экспертов, чтобы избежать резкого роста стоимости машин, снижение продаж не должно было бы выйти за пределы 20–25 процентов.

Прошу сегодня также рассказать, что планируется сделать в этом направлении как для поступления новых машин в салоны, так и для поддержки покупателей.

Здесь же отмечу ещё один вопрос, который сильно волнует наших автолюбителей. Он касается технического обслуживания машин. Сохраняются ли гарантийные права автовладельцев, где они будут обслуживать свои автомобили, как обстоят дела с поставками запчастей и так далее – давайте остановимся отдельно сегодня и на этой теме.

На чём ещё хотел бы заострить внимание? Если на рынке легковых автомобилей сейчас главная проблема связана с предложением, то рынок коммерческой техники может столкнуться с дефицитом спроса.

Здесь основной покупатель – это бизнес, транспортные компании. Многие из них сейчас придерживают инвестиции, анализируют текущую рыночную и логистическую обстановку, в том числе в связи с запретом въезда грузовиков российских компаний в Европу.

В этой связи предлагаю шире посмотреть на различные программы поддержки спроса на коммерческий автотранспорт. И, безусловно, важно повышать их эффективность.

В этой связи добавлю важное, на мой взгляд, замечание. Знаю, что российские заводы по выпуску грузовиков сейчас активно перестраивают производственные цепочки. Отечественные моторостроители замещают выпавших поставщиков. Надо признать, что на текущий момент такая замена связана с понижением класса экологичности двигателей. А это вопрос не только заботы об окружающей среде в наших городах и регионах, но и фактор конкурентоспособности.

Вы сами знаете, о чём я говорю, тем не менее обращу внимание на то, что даже в дружественных странах, у партнёров по евразийской интеграции действуют строгие экологические нормы в отношении грузовых автомобилей. И если мы массово понизим экологический класс российских грузовиков, это может сказаться на рыночных позициях наших перевозчиков – их просто не будут пускать, а значит, водители столкнутся с вопросами занятости.

Просил бы участников совещания дать свою оценку, насколько эта проблема носит системный характер, нужны ли здесь специальные решения.

И последнее. На недавнем совещании по транспортной отрасли мы обсудили планы развития автомобильных дорог и сопутствующей инфраструктуры, в том числе укрепление опорной сети автодорог в субъектах Федерации. Они соединяют региональные и районные центры, посёлки, деревни, используются гражданами постоянно. Мы договорились, что за ближайшие пять лет приведём в порядок не менее 85 процентов протяжённости региональных дорог опорной сети, и это, безусловно, должно быть сделано.

В контексте нашей встречи хотел бы отметить: важно понимать не только, какими будут дороги с точки зрения качества дорожного полотна и безопасности, но и какой транспорт будет по ним проезжать, на чём будут передвигаться пассажиры, перевозиться грузы.

Напомню в этой связи о поручении, которое было дано в конце прошлого года. Оно касается обновления парка общественного транспорта в регионах: троллейбусов, автобусов, которые действуют, работают на городских и пригородных маршрутах. Просил бы сегодня рассказать, как будут реализованы эти планы с учётом текущей и перспективной ситуации в отечественном автопроме.

_________________________________________________________________________________________

23 мая 2022 г.

Совет директоров АО «АВТОВАЗ», крупнейшего российского производителя легковых автомобилей, основными акционерами которого являются Российская Федерация (в лице ФГУП «НАМИ») и Госкорпорация «Ростех», принял единогласное решение об утверждении Максима Соколова в должности Президента АО «АВТОВАЗ». Решение вступило в силу 23 мая 2022 года.

Министр Промышленности и торговли РФ Денис Мантуров: «В ближайшее время АВТОВАЗу предстоит большая и сложная работа. Новые продукты будут разрабатываться на российских платформах, с использованием российских инжиниринговых компетенций и с максимальным привлечением российских поставщиков компонентов – это принципиальное решение. Его реализация потребует полной отдачи со стороны менеджмента и коллектива компании. Уверен в том, что управленческий опыт и деловые качества Максима Соколова помогут ему решить поставленные задачи. При этом он может полностью рассчитывать на всестороннюю поддержку со стороны Минпромторга России и ведущего российского научно-исследовательского института автомобилестроения ФГУП «НАМИ», который теперь является акционером АВТОВАЗа».

Генеральный директор Госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов: «Автомобили марки LADA являются безусловными лидерами на российском рынке. Сегодня перед компанией стоят сложные задачи, связанные с импортозамещением и освоением перспективного ряда в новых условиях. Уверен, что опыт Максима Соколова поможет предприятию преодолеть влияние внешних факторов, сохранить трудовой коллектив и обеспечить развитие бренда LADA и всего легкового автомобилестроения, как сильной и независимой отрасли страны».

«Сегодня я рад присоединиться к многотысячному коллективу АВТОВАЗа и поблагодарить за доверие руководство страны и акционеров, - заявил Президент АВТОВАЗа Максим Соколов. – Более 50 лет компания сохраняет лидерство в разработке и производстве отечественных легковых автомобилей, а бренд LADA известен каждому в России и во многих странах. В непростых условиях влияния внешних факторов и санкционного давления первостепенной задачей считаю сохранение трудового коллектива предприятия, обеспечение его работой и выполнение социальных обязательств перед работниками. Мы будем последовательно развивать инженерные компетенции и проводить импортозамещение. Важнейшей целью для нас является и скорейшее развитие базы поставщиков, в первую очередь – отечественных, значительное число которых расположено в Самарской области и Приволжском Федеральном округе. Бренд LADA продолжит развиваться и радовать своих поклонников новыми автомобилями. Я также хотел бы отдельно выразить искреннюю благодарность всем коллегам из Администрации и Правительства Санкт-Петербурга и лично Губернатору Александру Дмитриевичу Беглову за совместную работу. Вместе мы сделали многое, чтобы наш любимый город стал лучше и комфортнее».

Максим Юрьевич Соколов родился 29 сентября 1968 года в Ленинграде. В 1991 году окончил с красным дипломом экономический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ), параллельно в 1989-1991 годах обучался на юридическом факультете ЛГУ. В 1991—1993 годах преподавал историю экономических учений и макроэкономику на экономическом факультете СПбГУ.

В 2008 году защитил кандидатскую диссертацию, а с 2011 года является преподавателем, заведующим кафедрой Государственного и муниципального управления Высшей школы менеджмента СПбГУ. В период с 1994 по 2004 годы являлся генеральным директором ЗАО «Росси», затем - генеральным директором ООО «Корпорация С». В 2004 году перешёл на работу в администрацию г. Санкт-Петербурга, где возглавлял комитет по инвестициям и стратегическим проектам правительства города. В этой должности привлек в регион большой пул инвесторов-автопроизводителей: Toyota, Nissan, Hyundai, GM, а также китайских инвесторов. В конце 2009 года назначен директором департамента промышленности и инфраструктуры Правительства Российской Федерации. В мае 2012 года назначен министром транспорта Российской Федерации, где проработал до 2018 года. В 2018-2019 годах занимал высшие должности в ПАО «Группа ЛСР». В конце 2019 года занял должность вице-губернатора Санкт-Петербурга, где курировал Комитеты по развитию транспортной инфраструктуры, туризма, транспорту, инвестициям и Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт?Петербурга.

 

19 мая 2022 г.

В Москве состоялось заседание Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по автомобильному и сельскохозяйственному машиностроению, в котором принял участие заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» по взаимодействию с органами государственной власти Михаил Матасов. Тема встречи – «Глобальные вызовы для автомобильной промышленности в условиях санкционного давления».

Участниками обсуждения также стали председатель Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ Андрей Фефелов, генеральный директор Группы компаний Globaltruck Илья Саттаров, директор группы финансового оздоровления и реструктуризации отдела стратегии и сделок российской практики EY Александр Тёмкин и другие руководители.

В своём выступлении Михаил Матасов отметил, что в последние месяцы произошли беспрецедентные изменения в мировой экономике и характере международных отношений в целом. Текущие геополитические условия трансформировали бизнес. Представители российских предприятий столкнулись с умышленным разрушением логистических цепочек, односторонним пересмотром или аннулированием уже заключённых соглашений со стороны западных партнёров, со многими из которых отечественных производителей связывали годы плодотворного сотрудничества, и игнорированием взятых на себя обязательств.

«Несмотря на колоссальное давление и продолжающиеся попытки западных государств найти ещё больше уязвимых точек в финансово-экономическом и производственном секторах нашей страны, оглядываясь назад, можно сделать вывод, что первоначальный шоковый эффект первых дней нами был преодолен. Отечественные автопроизводители получили оптимальную поддержку в самый тяжёлый период. Правительством уже приняты первоочередные меры государственной поддержки. И на сегодня российские производители совместно с правительством Российской Федерации продолжают работу по поиску, проработке и внедрению корпоративных и государственных механизмов и методов минимизации потерь», – отметил топ-менеджер «КАМАЗа».

С учётом новой действительности перед российскими предприятиями ставятся всё более чёткие цели и задачи, которые необходимо решать первостепенно. «Государство во все времена уделяло особое внимание отрасли автомобилестроения. Это сфера, на которой специфически быстро отражаются изменения в потребительском настроении граждан и экономической конъюнктуре в целом. Именно поэтому крайне важно не только держать руку на пульсе, но и поддерживать, управлять всеми процессами, происходящими в автопроме и смежных отраслях», – подчеркнул Михаил Матасов.

Состоявшееся заседание позволило участникам обменяться идеями и опытом для повышения эффективности работы в непростое время. Прозвучали доклады об изменении подходов в финансово-экономическом и производственном планировании, изменениях в экспортно-импортной логистике, оптимизации финансового оборота с иностранными контрагентами в условиях санкционного давления. Также была подчёркнута значимость социального партнёрства в сохранении занятости работников и стабилизации рынка труда в автомобилестроении и связанных с ним отраслях.

_____________________________________________________________________________________________

13 мая 2022 г.  прошло годовое Общее   собрание организаций - членов Ассоциации "ОАР" 

В собрании, прошедшим в  ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»,   приняли участие представители ПАО КАМАЗ, АО АВТОВАЗ, ООО "Группа ГАЗ", ОАО "МАЗ", АО «АЗ «УРАЛ», ООО «Прамо – Электро» ООО «КАММИНЗ», ПАО "СОЛЛЕРС", ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ", Профсоюза АСМ РФ, председатели комитетов Ассоциации, а также  председатель  Совета по профессиональным квалификациям в автомобилестроении А.М. Ушенин.

На собрании были рассмотрен вопрос о   работе  автомобильной промышленности России в условиях экономических санкций  и утвержден план работы Ассоциации "ОАР" на 2022 -2024 годы, в котором  предусматривается, с учётом текущей геополитической ситуации и усиления антироссийских санкций, разработку предложений по первоочередным мерам поддержки в этих условиях работы автомобильной промышленности, продолжение реализации национальных проектов и национальных программ развития Российской Федерации, а также стратегии развития автомобильной промышленности России до 2025 года.

На собрании был утвержден отчет Совета Ассоциации за 2021.

Было отмечено, что Основная работа Ассоциации была направлена на реализацию задач, стоящих перед автомобилестроением в рамках национальных проектов и национальных программ, утверждённых Указами Президента Российской Федерации В.В. Путина.

Комитетами Ассоциации, Советом по профессиональным квалификациям в автомобилестроении проводились работы по техническому регулированию, разработке инициатив Ассоциации в вопросах развития нормативно-правовой базы производства новой инновационной техники, поддержке экспорта, пересмотру действующих профессиональных стандартов и развитию системы оценки квалификации персонала.

Рынок автомобильной техники в годовом выражении также достиг положительного результата с общим ростом продаж автомобильной техники всех категорий до 1,74 млн. ед., или на 6,8% выше показателя 2020 года. По отношению к докризисному 2019 году темп спада годовых продаж сократился до – 2,1%. Следует отметить, что эти показатели существенно превосходят итоги 2021 года на рынке Европейского Союза, где отмечается снижение продаж на 1,5% по отношению к 2020 году и на 25,5% к 2019 году. По объёму продаж автомобилей российский рынок занял четвёртое место в Европе после Германии, Франции и Великобритании.

Доля предприятий – членов «ОАР» на российском рынке (по количеству проданных в 2021 году автомобилей) составила в целом 51,2%, в том числе по легковым автомобилям 48,2%, по лёгким коммерческим автомобилям 76,0%, по грузовым автомобилям 53,1% и по автобусам 90,4%.

Был рассмотрен отчет ревизионной комиссии Ассоциации, в котором констатировалось, что бухгалтерский и налоговый учет ведется в организации в полном объеме, налажен и функционирует в должной мере.

На собрании  также были рассмотрены другие  вопросы деятельности Ассоциации "ОАР".